Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед
Неговорящие или плохо говорящие дети часто с трудом понимают и запоминают, какое положение должны занимать органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении того или иного звука.
Такой ребёнок, пытаясь повторять за взрослым какое-то слово или звук, делает множество неверных попыток. И даже когда у него получится сказать нужный или похожий звук, он его не запоминает и не может воспроизвести самостоятельно в следующий раз.
Поэтому в работе с такими детьми очень важно использовать дополнительные средства в качестве опоры для опознавания и запоминания звуков.
Одним из таких эффективных средств являются мануальные подсказки.
Это определённые движения руками на поверхности лица ребёнка, которые связаны со слуховым образом звука.
Они как бы дают дополнительные ощущения-подсказки для мышц, которые участвуют в акте речи.
Они помогают ребёнку запомнить и впоследствии воспроизвести нужное положение языка или губ.
Как это происходит?
Логопед произносит звук и одновременно нажимает или прикасается к определённым точкам на лице ребёнка, как бы подсказывая ребёнку, что делать губами или языком.
Постепенно ребёнок сам начинает себе помогать своими руками.
Подсказки используются столько, сколько необходимо конкретному ребёнку, иногда на уровне произнесения слов и даже фраз.
Кроме подсказок логопед использует в качестве опоры образ буквы, тем самым способствуя лучшему запоминанию звука.
Так у нас на занятиях дети поют гласные звуки вместе с весёлыми лягушками, у которых на животиках написаны буквы, а ротики нарисованы как при произнесении данного звука.
Например, на звук «А» рот у лягушки нарисован в виде широкого кружка-окошка, а на «И» – растянут в улыбку.
Мануальные подсказки есть на все звуки русского языка.
Родители знакомятся с ними очно или из видео уроков, которые записывает на занятии логопед.
Автором этого метода является Наталья Гафиятулина, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Мы применяем мануальные подсказки сравнительно недавно в нашей практике, но очень быстро заметили их эффективность в работе с разными категориями неговорящих детей.