Пять способов развития ребенка.
Для мам, которые очень заняты
Сегодня тема развития ребенка популярна как никогда. Современные родители гораздо больше занимаются обучением малышей, чем наши мамы и бабушки. И это закономерно – изменился мир, изменилось общество, изменилась культура воспитания детей.
Не секрет что развитие малыша отнимает много времени – ведь нужно не только провести с ребенком развивающие занятия и поиграть с ним в обучающие игры, но и потратить немалое количество часов на подготовку к ним.
Как успеть все? Как сделать так, чтобы занятия отнимали как можно меньше времени, но приносили при этом максимальную пользу?
Я хочу поделиться с вами теми способами развития ребенка, которые отнимают у родителей намного меньше времени по сравнению с традиционными обучающими играми и развивающими занятиями и несут в себе не меньше пользы для развития малыша.
1. «Мама, возьми меня с собой!»
Дети получают хорошие стимулы для развития, если участвуют в делах семьи наравне со взрослыми. Берите ребенка во все места, которые посещаете сами. Заходя в аптеки, магазины, различные учреждения, рассказывайте малышу в доступной форме обо всем, что вы сами знаете об окружающем мире. Например:
в магазине можно
- изучать названия овощей, фруктов и других товаров,
- учиться считать (давая поручение положить в корзину две булочки и пять пачек творога),
- учиться читать (читая ценники и упаковки);
посещая поликлиники, ЖЭКи, сберкассы можно
- изучать названия новых профессий,
- рассказывать малышу о том, зачем созданы эти учреждения,
- как работают в них люди,
- как называются техника и приборы, которые они используют для работы (кассовые аппараты, банкоматы, оборудование в поликлинике и т.п.).
Такой способ обучения ребенка может помочь маме скрасить однообразие будней, на которое жалуется большинство молодых родителей. Подумайте сами, как изменится ваша жизнь, если вы хотя бы два раза в неделю будете посещать с ребенком новое место или организацию – сколько новых эмоций и впечатлений вы получите вместе с малышом. А уж о количестве новой информации, которую благодаря вам усвоит малыш, и говорить не стоит!
2. Сделай это сам!
Почаще привлекайте ребенка к домашним делам. Сколько бы лет ни было малышу – в доме всегда найдется дело, которое ему по плечу.
Малыши:
- могут мыть полы специальной шваброй вместе с мамой,
- вытирать пыль и пролитые жидкости,
- складывать свою одежду на стул или вешать ее на крючок,
- помогать маме готовить (перемешивать еду, рвать листья салата, тереть продукты на терке, высыпать и накладывать ингредиенты для блюда),
- выбрасывать не нужное в мусорный контейнер,
- помогать развешивать белье.
Дети постарше могут:
- ходить в магазины,
- оплачивать товары в магазинах (необязательно самостоятельно, мама может стоять рядом и по необходимости помогать; только представьте себе счастливые глаза пятилетки, который сам покупает в магазине хлеб!),
- что-то организовывать (например, попросите ребенка поиграть во взрослого и организовать сборы на пикник – пусть подумает и даст распоряжения другим членам семьи – какие вещи и продукты нужно подготовить и как все это упаковать),
- самостоятельно и без помощи мамы готовить (яичницу, салаты, бутерброды).
Когда ребенок делает что-то сам, это развивает в нем
- чувство уверенности (я могу! у меня получается!),
- логику,
- самостоятельность,
- попутно развиваются и другие навыки (моторика, внимание, память).
3. А ты как думаешь?
Попробуйте вовлекать ребенка в обсуждение важных семейных вопросов. Почаще спрашивайте его: а как ты думаешь? Как будет лучше поступить в этой сложной ситуации? Общайтесь с ним как с полноправным взрослым – объясните, какую проблему у вас не получается разрешить, расскажите почему у вас возникли те или иные жизненные сложности, спросите, что он думает по этому поводу.
В таких обсуждениях ребенок учится
- мыслить стратегически,
- развивает логику,
- начинает лучше понимать людей и их поведение.
4. Подумай сам!
Чем младше ребенок, тем чаще он зовет родителей на помощь: помочь достать мяч, который закатился под диван, починить поломанную машинку, достать книжку с верхней полки. Попробуйте не исполнять просьбу малыша незамедлительно, а подтолкнуть его к тому, чтобы он сам справился с возникшей проблемой (например, подставил стул к полке с книжкой, выкатил мяч из под дивана с помощью длинной палки и т.п.). При этом было бы замечательно, если бы ребенок самостоятельно придумал выход из сложившейся ситуации (побуждайте его поразмышлять над тем, как это можно сделать без помощи мамы, например: «Я тоже не знаю, как это достать, давай подумаем вместе, что здесь можно придумать, может быть, что-то другое нам может в этом помочь?»).
Таким простым способом мы развиваем в ребенке
- логику
- и умение принимать самостоятельные решения.
5. Не мешайте ребенку развиваться самостоятельно
Знаменитая система обучения Марии Монтессори известна миру уже около 100 лет. Главный принцип, положенный в основу этой школы, состоит в том, что для ребенка создают особую среду, в которой малыш развивает себя сам с минимальным вмешательством взрослых. Подберите подходящие развивающие игрушки и пособия для ребенка и расположите их в детской комнате или уголке малыша на видном месте (на открытых стеллажах и полках). Постоянно играя с «правильными» игрушками, малыш будет развивать себя сам без вашего участия (от вас потребуется только научить его играть с ними).
Для развития ребенка данным способом не обязательно покупать исключительно пособия Монтессори. Сегодня в любом магазине можно приобрести множество хороших игрушек, которые отлично впишутся в домашнюю развивающую среду (и их часто используют в центрах Монтессори наравне с классическими пособиями). Многие развивающие игрушки можно сделать своими руками.
Почитайте тематические форумы и сообщества родителей, которые увлекаются домашним развитием по методике Монтессори, посетите хороший развивающий центр Монтессори у вас в городе – несколько занятий подскажут вам в общих чертах как организовать развивающее пространство ребенка дома
Учитель-дефектолог Е.Н.Горинова