Создаем развивающую среду дома за 5 шагов.
1 шаг. Что такое «развивающая среда» и зачем ее обогащать.
Ох уж это «раннее развитие»! За этим безобидным сочетанием слов – тысячи рублей, потраченных на современные развивающие игры, сотни бессонных ночей, проведенных в поисках идей для занятий с ребенком, и систематические укоры совести: «Я плохая мать! Я недостаточно хорошо, комплексно, регулярно занимаюсь развитием своего ребенка. Я не даю ему чего-то очень важного. Он в 3 года «до сих пор!» не умеет читать и теперь обречен стать двоечником и неудачником…»
Узнали себя? Я искренне надеюсь, что нет. Если, все-таки, уловили определенное сходство этих мыслей с вашими собственными, за предстоящие 5 шагов мы проведем ревизию ваших представлений о раннем развитии и разрешим себе заниматься развитием собственного ребенка / детей с пользой для него и с удовольствием для себя. А поможет нам в этом создание развивающей среды в условиях обычной квартиры или дома.
Что такое развивающая среда?
В широком смысле слова, это все, что окружает ребенка и оказывает влияние на его развитие. Мы с вами будем создавать окружение, которое соответствует потребностям и интересам крохи и способствует его интенсивному развитию в ходе ее активного освоения. Такая развивающая среда называется «обогащенной».
Зачем нужно заниматься целенаправленной организацией развивающей среды, ее обогащением?
- Ребенок воспринимает всеми органами чувств и обучается постоянно, а не только во время специальных занятий и игр.
- Ребенок проводит много времени дома, поэтому окружение имеет решающее значение для его развития.
- Правильно организованная развивающая среда стимулирует ребенка к ее самостоятельному освоению.
- Ребенок имеет возможность взять из своего окружения то, что ему сейчас интересно, то, к чему готова его психика, то есть он становится активным участником процесса развития.
По своей сути, обогащенная развивающая среда – это такое окружение ребенка, которое делает возможным его интенсивное, гармоничное, комплексное развитие практически без дополнительных усилий с вашей стороны. Интересно? Тогда идем дальше!
Зачастую мы, не особенно об этом задумываясь, своими руками разрушаем развивающий потенциал окружения ребенка, тогда как самые простые действия могут помочь нам его поддержать и увеличить.
Распространенные ошибки
При организации развивающей среды дома наиболее распространенными являются следующие ошибки:
Пространство загромождено малофункциональными и несочетающимися друг с другом предметами и игрушками. Грамотно организованная развивающая среда предполагает наличие необходимого минимума игрушек и предметов, которые могут сочетаться друг с другом в разных играх и занятиях, могут быть использованы в разном качестве в сюжетных играх и инсценировках, часто не имеют однозначно заданных вариантов игры с ними.
Пространство развития ребенка ограничено детской комнатой. Ребенок постоянно исследует этот мир – это естественный процесс для него. Ограничивая его развитие и игру пространством детской комнаты или ее уголка, мы, таким образом, ограничиваем познавательный интерес ребенка.
Множество однообразных игрушек. Развивающая среда предполагает выбор в пользу разнообразия и многофункциональности игрушек. Покупая очередную игрушку, следует задавать себе вопрос: какую новизну и пользу она принесет вашему ребенку.
Не установлены «правила игры». Можно ли считать большой гипермаркет детских игрушек идеальным вариантом развивающей среды? Нет. И даже если вы превратите свой дом в филиал такого магазина, не стоит ждать колоссального развивающего эффекта.
Задача родителей – не только наполнить развивающую среду, но и научить ребенка взаимодействовать с ней, установив определенные правила. Об этом мы еще поговорим подробнее в заключительном дне нашей тематической недели.
Игры, игрушки и пособия находятся вне зоны доступа ребенка. Ребенок должен иметь возможность сам подходить и брать то, что ему захотелось, или уметь попросить вас достать то, что ему нужно (знать, где лежит, уметь объяснить вам).
Окружение ребенка статично. Развивающая среда должна быть гибкой – меняться по мере роста ребенка и изменения задач его развития.
Во всех занятиях и играх инициатива принадлежит взрослому, ребенок – пассивный участник. Старайтесь максимум свободы действий отдавать в руки ребенка, давайте ему возможность выбора игры, занятия и т.д.
Домашнее задание
- Проанализируйте, какие ошибки вы допускаете в организации развивающей среды. Оцените развивающий потенциал пространства, окружающего сейчас вашего ребенка. Можете ли вы исправить эти ошибки и как?
- Попробуйте сегодня исправить одну из ошибок в организации развивающей среды.
2 шаг. Зоны развития
Для удобства и более эффективной работы с развивающей средой ее делят на зоны развития. Поговорим о возможных зонах развития, которые могут быть представлены у вас дома.
Некоторые зоны обозначены в соответствии с методическим подходом Марии Монтессори. Другие добавлены опыта и представлений о гармоничном развитии ребенка.
Рассмотрим зоны развития поближе
Зона упражнений в практической жизни предназначена для тренировки навыков выполнения социально-значимых действий, поэтому здесь нужно собрать предметы, которыми ребенок сможет осуществлять реально востребованные действия, а не просто играть.
В эту зону можно включить: наборы посуды, продуктов, фартук, тазик и губку для мытья посуды, ведро и швабру, веник, щетки для одежды и обуви и т.п. Сюда же можно отнести наборы для сюжетно-ролевых игр (набор доктора, парикмахера, игра в «Магазин» и т.п.), кукольные домики с мебелью, одеждой и т.п.
Зона мелкой моторики включает разнообразные игры и материалы, способствующие развитию мелкой моторики руки.
В эту зону можно включить: разнообразные сыпучие материалы, емкости и приспособления для переливания, пересыпания и перекладывания (ложки, половники, ситечки и т.п.); емкости с крышками разного диаметра; игрушки с различными видами застежек; шнуровки, сортеры, рамки-вкладыши; мозаики и конструкторы с разными способами крепления деталей.
Зона сенсорного развития включает материалы, способствующие развитию восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, размер, запах, вкус, положение в пространстве и т.д.).
В эту зону можно включить: разнообразные звучащие игрушки для развития слуха; «волшебный мешочек» с мелкими предметами из разных материалов, мешочки с разными наполнителями, самодельные развивающие коврики для развития тактильных ощущений; коробочки со специями и другими пахучими материалами для развития обоняния; пирамидки, стаканчики-вкладыши, сортеры для развития восприятия цвета и формы.
Зона развития мышления включает материалы, игры и пособия для развития мышления, памяти, внимания, формирования первых математических представлений.
В эту зону можно включить: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши; игры Никитиных, блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, любой счетный материал; плакаты, книги, домино, лото.
Зона развития речи включает материалы для развития речевых навыков ребенка и расширения словарного запаса, обучения чтению и письму.
В эту зону можно включить: книги; кубики и таблицы Зайцева, магнитную азбуку, карточки и тематические альбомы, плакаты; кубики с буквами и изображениями, лото; альбомы по развитию речи.
Зона естественнонаучного воспитания знакомит ребенка с окружающим миром, географией, историей, анатомией, ботаникой, зоологией.
В эту зону можно включить: цветы, за которыми ухаживает ребенок; глобусы, карты; карточки, лото и домино, энциклопедии; календарь наблюдения за погодой; фигурки животных; краеведческие материалы – фотографии, презентации, гербарии; природные материалы.
Зона физического развития решает задачи сохранения и укрепления физического здоровья, воспитания гигиенических навыков, развития силы, гибкости, выносливости и координации, формирования правильной осанки, закаливания.
В эту зону можно включить: массажную дорожку; фитбол; мячи разного размера, гимнастическую палку; обруч, узкую доску; кольцеброс; кегли; домашний спорткомплекс.
Зона музыкального развития решает задачи развития музыкальной деятельности и приобщения ребенка к миру музыки.
В эту зону можно включить: записи музыкальных произведений; музыкальные инструменты, звучащие игрушки, дидактические пособия для знакомства с нотной грамотой.
Зона творческого и эстетического развития включает материалы, необходимые для творчества и приобщения ребенка к миру искусства.
В эту зону можно включить: различные материалы для творчества, репродукции картин, коллекции открыток, календарей, марок. Здесь же логично организовать «выставку» творческих работ ребенка.
Зона эмоционально-личностного развития включает материалы для развития игровой деятельности, усвоения ребенком социальных норм поведения, умения различать и понимать эмоциональное и физическое состояние окружающих.
В эту зону можно включить: альбомы или стенды с семейными фотографиями; тематические карточки и плакаты, книги; кукольный, пальчиковый, перчаточный театры и т.п.
Рекомендации
Необязательно пытаться вместить все эти зоны и реализовать все их возможное содержание в условиях обычной квартиры. Нужно определиться, какие зоны развития вы начнете создавать для своего ребенка прямо сейчас. Как это сделать? Вот несколько рекомендаций:
- Определите самые «слабые места» – зоны, которые у вас вообще не представлены или слишком скудно наполнены по сравнению с другими.
- Выберите те зоны развития, которые важны для ребенка на данном этапе развития и станут важными в ближайшее время. Для ориентира можно использовать таблицу сензитивных периодов, предложенную М. Монтессори. В ней указаны возрастные рамки, в пределах которых развитие в той или иной зоне идет максимально интенсивно.
Отдайте предпочтение тем зонам развития, реорганизация которых не потребует от вас чересчур значительных затрат – временных, материальных, моральных.
Домашнее задание
- Составьте список зон развития, которые будут представлены в развивающей среде вашего ребенка.
- Оцените, какие из имеющихся зон требуют доработки, а какие и вовсе нужно создавать «с нуля».
3 шаг. Распределяем, избавляемся, приобретаем
Предстоит начать масштабную работу. Не все смогут осилить ее за один день – это нормально. Лучше отведите себе 1 неделю (или больше, в зависимости от «тяжести» случая). Нам нужно разобрать и распределить все игрушки, игры, пособия, книги и т.д. по зонам развития, которые вы вчера определили как необходимые для вашей развивающей среды.
Полезные советы
Несколько советов, как провести эту работу без особого ущерба и с максимальным эффектом:
Постарайтесь отключить эмоции. Понятно, что каждая погремушка и каждый плюшевый зайчик могут вызывать у вас целую гамму воспоминаний, связанных с первыми месяцами жизни вашего ребенка. Оставьте пару самых дорогих вашему сердцу игрушек, остальные уберите в гараж, на балкон, на антресоль, раздайте, обменяйте или продайте.
Рассматривая каждый предмет, честно ответьте себе на вопросы:
- Насколько часто вы пользуетесь им?
- Полезен ли он для развития ребенка?
- Интересуется ли ребенок им?
Без сожаления избавьтесь от однообразных, сломанных, некомплектных игрушек, игрушек, которые не подходят ребенку по возрасту или которые вам (и ребенку) просто не нравятся.
Параллельно составляйте список того, что желательно купить, смастерить, одолжить для обогащения развивающей среды в той или иной зоне.
Домашнее задание
- Начните разбирать игрушки ребенка – разберите одну полку или ящик, или просто уделите этому полезному занятию 2–3 раза по 15 минут в течение дня. Поделитесь в комментариях вашими открытиями и находками сегодняшнего дня.
- Составьте список необходимых дополнений для вашей развивающей среды.
4 шаг. Всему найдется место
Итак мы начали перебирать наши игрушки. У вас уже освободиться несколько полочек, корзин и контейнеров, а ребенок будет приятно удивлен хорошо забытыми «новыми» игрушками, которые вы достаните из глубин ящиков и шкафов. Теперь мы с вами научимся распределять игрушки и развивающие материалы по дому в соответствии с выделенными зонами развития, а также в соответствии с основополагающими принципами, собственно и характеризующими развивающую среду.
Для начала давайте определимся с распределением зон развития. Удобно и методически верно, если эти зоны в физическом смысле отделены друг от друга, у каждой вещи / игрушки есть свое место и ребенок об этом знает. Если возможности вашего пространства позволяют такую роскошь, следуйте этой рекомендации. Выделите отдельные полки, ящики или стеллажи для каждой из обозначенных вами зон и в соответствии с этим разложите имеющиеся игрушки.
Основные принципы
При определении подходящего места для создания той или иной зоны развития можно руководствоваться следующими принципами:
Размещайте зону развития там, где это будет удобно с точки зрения организации и фактического проведения занятий. Например, если вы обычно «творите» на кухне, то логично все принадлежности для творчества расположить именно там. Если на прослушивание музыки вы отвели время купания, то позаботьтесь о том, чтобы расположить все необходимое в непосредственной близости от ванной комнаты. Думаю, принцип понятен.
Подумайте, где вам будет удобнее организовать игры и занятия, соответствующие той или иной зоне развития, и разместите ее именно там. Очевидно, что зарядку и подвижные игры удобнее проводить в просторной комнате, чем на крошечной кухне, а вот убирать просыпанные крупы и отмывать краски гораздо удобнее именно на кухне или в ванной.
Используйте пространство вашей квартиры и имеющиеся места для хранения по максимуму. Не забывайте о вертикальных поверхностях, разнообразных подвесных стеллажах, карманах-органайзерах для мелочей, контейнерах и корзинах. Все эти приспособления достаточно компактны и мобильны и позволят вам без особых усилий обеспечивать «гибкость» ваших зон развития в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Заставьте себя посмотреть на свое помещение под другим углом и увидеть его новые возможности. Однако не стоит слишком усердствовать, пытаясь растащить игрушки по разным углам квартиры, так как многие из них «работают» сразу в нескольких зонах развития.
Главные цели
Основные цели, о которых следует помнить, выполняя сегодняшнее задание:
- обеспечить приблизительно равную физическую доступность для ребенка игрушек и пособий разных зон развития;
- обеспечить возможность ребенку самостоятельно брать и складывать материалы на место;
- обеспечить равномерное наполнение всех зон.
Домашнее задание
- Определитесь с размещением зон развития у вас дома.
- Распределите игрушки, которые вы уже успели разобрать, по выделенным зонам.
Желаю вам почувствовать комфорт и удовольствие от процесса развития своего ребенка в созданной вами развивающей среде!
5 шаг. Устанавливаем правила
Когда , ваша развивающая среда уже потихоньку приобретет свой законченный вид, но краем глаза вы заметите, что ребенок начинает растаскивать все игрушки и снова сваливать их в общую кучу посреди комнаты?! Это нормально, если такие правила игры были приняты в вашей семье всего несколько дней назад. Теперь мы займемся тем, что установим новые правила взаимодействия с развивающей средой и донесем их до нашего ребенка.
Если ребенок уже находится во вполне сознательном возрасте, его целесообразно и очень желательно привлечь к процессу разработки и фиксации этих правил. Можно вместе с ним обсуждать расположение зон развития и их содержание, вместе обговорить правила игры и предложить малышу записать или зарисовать их на бумаге.
Пример правил для ребенка
Какие этот могут быть правила? Вам следует отталкиваться от особенностей вашего ребенка и ваших собственных предпочтений, но в качестве необходимого минимума рекомендую следующие правила:
«Поиграли – убрали на место». Если игра окончена или ребенок просто хочет поиграть во что-то другое, он должен сначала убрать на место предыдущую игрушку.
«Игрушки нельзя ломать, рвать, портить». Принцип бережного обращения со всеми игрушками и материалами – учим, показываем пример, проявляем настойчивость.
«В одно время играем одной-двумя игрушками». Это правило должно быть достаточно гибким, ведь фантазия ребенка (да и ваша собственная) иногда может потребовать совершенно неожиданных комбинаций игрушек и бытовых предметов. Не стоит ограничивать малыша в этом.
Малышам, которые не смогут, в силу возраста, принять участие в обсуждении правил игры, придется принять те правила, которые установите вы, поэтому постарайтесь сделать эти правила максимально понятными, а процесс их внедрения – максимально мягким для ребенка.
Пример правил для родителей
Кстати, «правила игры» понадобятся не только ребенку, но и вам, как организатору развивающей среды. Для вас, взрослых, правила могут быть такими:
Развивающая среда должна быть гибкой – меняться вместе с ребенком, его интересами и потребностями, должна всегда отражать текущие цели развития крохи.
Отслеживание эффективности. Вы должны периодически анализировать, насколько удобно, с точки зрения доступности, для ребенка расположены зоны развития, и вносить необходимые корректировки.
Подвижное наполнение зон развития. Старайтесь периодически изменять содержимое ваших зон развития – приобретая новые игрушки, обмениваясь со знакомыми мамами или просто устраивая игрушечный «круговорот» (убираем часть игрушек на балкон / в кладовку, через неделю достаем, а другие убираем). Это позволит сохранять эффект новизны и стимулировать познавательную активность ребенка.
Домашнее задание
- Обсудите с ребенком правила игры в обновленной развивающей среде.
- Запишите в своем ежедневнике даты, когда вы будете проводить «ревизию» вашей развивающей среды (рекомендуемая частота – раз в 3–6 месяцев, в зависимости от возраста ребенка).
Заключение
Теперь, когда вашего кроху окружают только полезные, интересные и актуальные для задач его развития игрушки, игры, книги и пособия, когда все это расположено удобно для вас и для него, вы заметите, что придумывать и проводить регулярные развивающие занятия стало значительно проще. Помните, что развивающая среда, выстроенная вами с любовью и вниманием к интересам и потребностям вашего ребенка, – это живой меняющийся организм, который будет вдохновлять вас на новые интересные игры и постоянно изменяться вместе с вами и вашим малышом. Искренне надеюсь, что в ходе этой тематической недели вы смогли реализовать свой творческий потенциал.
Желаю вам почувствовать комфорт и удовольствие от процесса развития своего ребенка в созданной вами развивающей среде!
Учитель-дефектолог Е.Н.Горинова