Подготовили педагоги: Конкина А.В., Максименко Т.Ф.
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем, и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».
Сейчас, многие родители не читают сказки. А ведь это так важно!
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия.
Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно всегда помочь детям, своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогают понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается, проблема решена, и ребенок ставит перед собой новые жизненные вопросы, на которые надо помочь ребенку найти ответ.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду
Эти сказки очень полезны! Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе и придумайте новую сказку.
Здесь придут на помощь почти все методы: арттерапия, цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка и помочь ему.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя и через произведения, помочь детям специализироваться в обществе”.
В добрый путь, в мир сказки!