«Пусковой момент»
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи…» — без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействия с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но, чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет. Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают — он капризничает, выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, все интенсивнее прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.
Команды
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации возникали чаще естественным образом. Просьба «Дай», как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т.п..); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы различного бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон, и т.д.) также могут вызывать интерес.
ИМИТАЦИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух слогов. Мы советуем: Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква; произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за вами. Желательно создать игровую ситуацию. Например, пожалуйтесь, что вам холодно: бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; играйте в прятки — ку-ку, с водой — кап-кап; в поездку на машине или на поезде — би-би, туту; говорите по телефону алё, динь; предложите поскакать на лошадке, но-но; походить как мишка — топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: Гуси-гуси: — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку — ко-ко-ко; за мышку — пи-пи-пи, изображает, как упало яичко: бах, как плачут баба и дед: ой-ой-ой. С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Успенского «Трое из Простоквашино» (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок», в нем много звукоподражаний типа (хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!).
Вопросы
Продумайте серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да-нет».
Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях: дома, на прогулке и т.п. Например, Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?
Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры “да — нет”.
Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия не соответствуют смыслу вопроса. Например: “Ты сидишь? — ребенок идет; Ты не играешь? — ребенок играет. Эти вопросы активизирует речемыслительные процессы, так как ставят ребенка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках-лото, фотографиях, картинках, слайдах и т.д.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).
Четвертая серия — вопрос: Что делает?
Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания.
Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает кукла? Что делает мама? Что делает собака? Что делает машина? Что делает самолет?
Пятая серия вопросов направлена на появления в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
Учимся играть
Философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры. Играя, люди не преследует каких-то конкретных практических целей.
Цель игры — доставить удовольствие ее участникам. В игре формируется символическая деятельность: кубик может стать машиной, карандаш — ложкой. Такое превращение готовит к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи. От уровня развития игровой деятельности значительной степени зависит уровень мышления, воображения, речи. От простого действия с игрушками надо переходить к дидактическим (обучающим) играм и сюжетно-ролевым. Для ролевых игр могут понадобиться игрушечные наборы «Маленький доктор», «Маленький парикмахер», «Посуда», «Кукольный дом». Во время игры ребенок учится планировать и регулировать свои действия. В сюжетно-ролевых играх формируется выразительность речи, они способствуют проявлению творческих задатков, помогают раскрепоститься. Эти игры можно бесконечно варьировать.
Игры с правилами развивают навыки самоконтроля, социальных форм поведения. Поддерживайте ребенка, если у него появится желание придумывать свои собственные игры. Навыки самообслуживания и бытовые умения.
Самостоятельность.
Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность (самостоятельность — умение принимать независимое от мнения посторонних решение). При нормальном развитии не так уж существенно, например, когда ребенок научился стелить постель. При задержках развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует: пониманию и выполнению инструкций; проявлению положительной оценке окружающих; повышает самооценку; улучшает общую и мелкую моторику. Имейте в виду, что у детей могут быть свои представление о порядке. Скажем, ребенок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок. Мы советуем: Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле! Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах. Отмечайте время формирования следующих навыков: самостоятельно ест ложкой (какой рукой); пьет из чашки; застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки); снимает — надевает носки; шнурует ботинки; завязывает бантик; моет и вытирает руки полотенцем; причесывается; чистит зубы; самостоятельно раздевается- одевается; различает верхнюю и нижнюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»; ест вилкой, режет хлеб ножом. Отмечайте время появления следующих бытовых умений: после игры приводит комнату в порядок; втыкает вилку в розетку; знает назначение пылесоса, миксера.
Что читать детям
Начинайте читать как можно раньше. Это не только развивает малыша, но и дает возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, то есть способствует теплым эмоциональным отношениям. Стихи, сказки, рассказы не только формируют художественный вкус, его культурный уровень, образованность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если при чтении что-то окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять». Уже до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В это время его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами. Постепенно внимание ребенка начинают привлекать события. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание, например, «Сказка в картинках» В. Сутеева. После прочтения сказок, переходите к рассказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий,неожиданный (как в детективе) сюжет.
Мы советуем: Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки. Привлекайте внимание к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям. Читайте только те книги, которые нравятся вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
Считаем
Формирование математических представлений — это, вне всяких сомнений средство умственного развития, средство познания и восприятия окружающего мира. Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо. Для формирования этого представления ребенок должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета. Например: Предложите ребенку поставить на стол одну чашку, так как вы уже пили чай, или, наоборот две, если вы будете пить чай вместе и т.п. Попросите положить в вазочку еще столько ж конфет, сколько уже лежит; принести 2 карандаша, один гвоздь. Выполнение этих заданий формируют не только такие мыслительные операции, как сравнение, противопоставление, обобщение, но и подводят к представлению о количестве слогов в словах.