Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.
А.А. Леонов.
Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.
Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, укладу жизни семьи.
Я надеюсь, что советы, размещенные на этой странице, помогут правильно организовать здоровый образ жизни детей.
Печинина Е. Л., инструктор по физической культуре
Развитие ребенка — в ДВИЖЕНИИ!
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого, наряду с заботой о чистоте его тела и полноценном питании, необходимо удовлетворить и потребность в движениях.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Упражнения могут быть с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц или же проводиться в статическом напряжении.
Особенно важно поддерживать в каждом ребенке желание и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.). Например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега. А вот широкую – надо спуститься с одной стороны и вылезти с другой.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувства радости, подъема, удовлетворения. Дети воспринимают красоту совместных, дружных действий: прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность делает пребывание детей на воздухе интересным и познавательным.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринных системах, которые могут привести к эмоциональной неустойчивости, нарушению обмена веществ, и также уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, снижению работоспособности организма.
Чаще всего в целях двигательной активизации дошкольников используют игры.
Игры с движениями дают детям мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Особенно полезны игры и развлечения на свежем воздухе. Во время игр на просторе у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. В играх развивается ловкость, быстрота, дети становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.
Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезная: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Спортивный уголок дома
Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим.
В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча и набивного мяча массой 1кг для детей старшего дошкольного возраста), обручи диаметром 15 –20 см, 50 –60 см, палки диаметром2,5 см разной длины короткие 25 –30 см, длинные 70 –80 см, скакалки, кегли, детский дартс с мячиками на липучках, санки, лыжи, велосипед, доски для плавания, резиночная для прыжков, хоккейные клюшки, кольцеброс. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие 6 Х9 см, масса150 г метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие 12 Х16 см, масса400 гиспользуют для развития правильной осанки, нося их на голове.
Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др. Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры.
Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе
—делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
—избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым ускоряя процесс их развития;
—позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.
Подсказки для взрослых
- Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д. —При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
- Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
- Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп. —Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
- Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
- К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.
- Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.
Маленькие хитрости
- Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.
- Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.
- Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»
- Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
- Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.
- Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»
- Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20минут.
Я надеюсь, что советы, размещенные на этой странице, помогут правильно организовать здоровый образ жизни детей.