Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
В силу специфики особенностей развития наших воспитанников все они имеют те или иные нарушения речевого развития.
Входная диагностика, которая проводится в нашем детском саду в начале учебного года, помогает уточнить степень и структуру речевого нарушения каждого ребёнка.
Приоритет в оказании логопедической помощи получают дети подготовительного возраста( 6-7 лет) и дети с более выраженными нарушениями старшего возраста( 5-6 лет) при условии наличия мест в группе.
Так, в мою группу учителя-логопеда включаются 12 детей по основному списку и 3-4 ребёнка по резервному.
Не первой же консультации или родительском собрании я объясняю, почему так важно с детьми заниматься не только в саду, но и дома.
Вот некоторые аргументы.
Коротко – нужен автоматизм, динамический стереотип. Прямо как по академику Павлову: формирование условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга. Многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение автоматически, не затрачивая на это много энергии.
Иными словами. Закрепление нового навыка – это тренинг. Чтобы элемент получался, спортсмену нужно упражняться, а музыканту — играть, ребёнку с речевой проблемой – говорить, произносить, повторять.
Продолжим тему. Вы хотите, чтобы ребёнок стал фигуристом или скрипачом. Сколько часов в день нужно заниматься, чтобы освоить навык? А если делать безукоризненно «аксель» или играть виртуозно на скрипке? При этом без фигурного катания и игры на скрипке можно жить (гениальные фигуристы и скрипачи со мной поспорили бы). А без речи? Легко ли жить без речи? И почему нам кажется, что в спорте и музыке можно тренироваться до седьмого пота и стёртых пальцев, а речь (звуки, письмо) появится без труда, сама по себе должна стать искусной и грамотной? Здесь тоже работает пословица «сколько потопаешь (поработаешь) – столько и полопаешь (поговоришь)».
Однажды я потеряла голос на несколько дней. То есть ни шёпотка, ни шипения, ни свиста. Рот открывается, а звука нет. Куда бы я ни приходила в эти дни (могла я ходить только в компании), ко мне через пару минут теряли интерес. Что с меня взять? Немая. Я восстанавливала голос всеми средствами и без остановки. Жить и не говорить – это не просто сложно, а практически невозможно с точки зрения здорового человека. Это мой личный опыт – вывод делают сами родители.
Новый навык, образованный на занятии с логопедом, очень хрупкий, условно рефлекторная связь может рассыпаться, если её не цементировать – закреплять вместе с родителями.
С логопедом ребёнок только короткое время (30 минут), 2 раза в неделю. Всё остальное время — без логопеда. Вопрос: как быстро произойдёт автоматизация навыка?
Перенос навыка в бытовую жизнь осуществляют родители, логопеда в кармашек не посадишь.
Коррекция и автоматизация осуществляется успешно при сотрудничестве логопеда, ребёнка и родителей.